- Главная »
- Статьи и публикации »
- Казачьи традиции в современном управлении
Казачьи традиции в современном управлении
19 августа исполнилось 270 лет со дня рождения Матвея Ивановича Платова, атамана Донского казачьего войска. 2023 год в Ростовской области был объявлен Годом атамана Платова. Знаменательной дате посвящена статья профессора, д. э. н., председателя Совета директоров ПАО КБ «Центр-инвест» В. В. Высокова.
Ключевая проблема современного управления: сохранить индивидуальность в условиях непрерывных трансформации общественных благ и услуг. В XVII веке аналогичную задачу уже решали донские казаки: свободные, сильные духом люди должны были создать институты — Войско Донское — для выживания во враждебном окружении. Как и любая демократия, казачье государство переросло в бюрократию, коррупцию. Но лучшие методы управления казачьей общины и сегодня заслуживают внимания.
1. Публичность обсуждения и принятия управленческих решений. Майдан не форма политической деятельности, а площадь, место, на котором управленческие решения принимал круг — собрание равноправных участников. Важное конкурентное преимущество круга — публичность и прямое принятие решений, в отличие от практики принятия решений «узким кругом ограниченных людей».
2. Институты и система поручений. Вместо учреждения должностей казаки использовали систему поручений. Однократно принятое решение становилось обычаем. В современной бюрократии самый долгоживущий институт — межведомственная группа, а рабочие группы — первый признак некомпетентности руководителя.
3. Регламенты документов. Казачьи отписки по сравнению с царскими грамотами отличались ясностью мысли при лаконизме и сжатости формы. В них всегда точно излагалась суть событий, а не форма, в то время как в московских грамотах одна и та же идея «жевалась» несколько раз. При этом казачьим отпискам не чужды были сравнения, юмор, противопоставления и нередко образные выражения.
4. KPI и маневр. Традиционные концепции управления исходят из возможности точного определения и реализации однозначно оптимального решения. В современном, быстро меняющемся мире «казачья лава», партизанские действия эффективнее строевой атаки и штурма. Соответственно, кроме строевой подготовки будущие менеджеры должны владеть еще и джигитовкой. Неформальное согласование действий достигается за счет ответственности каждого за судьбу товарищей, поскольку в случае гибели воспитание детей, другие социальные задачи автоматически ложились на плечи оставшихся в живых.
5. Особенности стратегического мышления казаков. Для казаков разработка стратегий начинается с мечты о событиях, которые произойдут в отсутствие разработчика: «Какой лопух вырастет на моей могиле?» В этом случае достижение стратегических целей осуществляется по одному из следующих вариантов: 1) «Не для меня придет весна», 2) «Любо, братцы, любо».
6. Самообразование. В станицах и хуторах не было школ и училищ, поэтому каждый обучался грамоте кто где мог, у любого члена казачьей общины. Важнейшим воспитательным началом являлась и народная историческая память — «преданья старины глубокой» — о деяниях предков, овеянные славой и запечатленные в казачьем фольклоре подвиги и жизненный путь выдающихся атаманов и военачальников. Когда на Дону появились школы, то школяры пользовались уважением, ими гордились в семье, они вели себя на улице солидно и достойно. Их имена были известны всем жителям станицы или хутора, их приглашали в правление, атаман поздравлял с каникулами, а студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству. К 1917 году по уровню грамотности область Войска Донского занимала одно из первых мест в Российской империи. Атаман обязан был знать, сколько в его общине сирот, издавна они именовались атаманскими детьми, о них заботились всей общиной.
7. Самообеспечение. Отсутствие классического военного образования у большинства казаков компенсировалось огромным боевым опытом и другими качествами, которые воспитывались в казаках с раннего детства: стойкость, ловкость, неприхотливость и выносливость на войне и в походе, умение приспосабливаться к любым условиям, самоотверженность, решительность, смелость, чувство собственного достоинства, умение отстаивать свои интересы и убеждения. Командира у казаков оценивали по тому, сколько он взял с собой казаков на войну, в поход, «сколько ввел в трату» и сколько вернул живыми.
8. Освоение новых земель и рынков (глобальная конкурентоспособность). Степан Разин, по свидетельству его иностранных современников, знал восемь иностранных языков. Дипломатический талант Ермака позволил лаской и обходительностью привлечь на свою сторону население Сибири. Казачьи отряды под командованием Дежнева, Хабарова, других казачьих атаманов дошли до Северной Америки. Донские казаки участвовали во всех больших и малых войнах, которые вела Россия: против шведов, поляков, турок, татар, армии Наполеона, который вынужден был признать: «Я не знаю лучших легких войск, чем казаки. В казаках сидит сам черт». Войско Донское поголовно сражалось в годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов, принеся после 500-летнего османского ига свободу братской Болгарии.
9. Хуторская модернизация. «Хутор — так, в противоположность деревне, называется отдельная усадьба, которая расположена на обособленном участке земли, состоящем в пользовании данного хозяина. Хуторская система расселения сравнительно с деревенской представляет собой значительные технические преимущества. Она дает полный простор индивидуальности хозяина, позволяя ему организовать хозяйство, как ему заблагорассудится, быстро приспособляться к современным изменчивым условиям рынка и усваивать новые технические приемы, предлагаемые агрономической наукой» [Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, С-Петербург, 1890-1907].
Свободное земледелие на Дону было бы началом краха крепостничества на Руси. Урожайность на донской земле к концу восемнадцатого века доходила до сам-десят, в то время как в центральных районах России средний урожай составлял сам-четыре. Сегодня хуторская модернизация позволяет самостоятельно осуществлять нововведения, несмотря на поддержку правительства [«Эксперт Юг», № 43-44 (132), 8-15 ноября 2010 года].
Современные технологии все чаще позволяют выполнять работу независимо. Но самые свободные фрилансеры вынуждены будут создавать институты и структуры для взаимодействия между собой и взаимодействия с внешней средой. Исторический опыт казачьего менеджмента будет востребован в новых реалиях управления глобальным миром.