Как пережить кризис?

Слово «кризис» всегда несет на себе негативный оттенок, хотя означает всего лишь «резкий, крутой перелом в чем-либо». Если бы развитие шло независимо от окружающей среды, то мы могли бы наблюдать случай воспроизводства в чистом виде: рост пропорционален достигнутому уровню.

Вопрос «Как пережить кризис?» последнее время задают очень часто. Вариант №1 предлагает полную релаксацию до наступления лучших времен. Вариант №2 требует напряженной работы по управлению ликвидностью, мониторинга рынков, пересмотра планов и проектов, построению нового бизнеса на новых рынках, что позволит со временем присоединится к тем, кто выбрал первый вариант. В любом из вариантов, главное – не волноваться.

Слово «кризис» всегда несет на себе негативный оттенок, хотя означает всего лишь «резкий, крутой перелом в чем-либо». Если бы развитие шло независимо от окружающей среды, то мы могли бы наблюдать случай воспроизводства в чистом виде: рост пропорционален достигнутому уровню. Но поскольку разные ресурсы развиваются разными темпами, то чистое воспроизводство ограничивается. Позитивный момент кризиса состоит в том, что именно посредством кризиса экономика преодолевает ограниченность одних ресурсов и их замену другими для восстановления воспроизводства. Правда, такое воспроизводство начинает носить несколько цикличный характер, но каждое замедление темпов роста – это всего лишь сигнал для смены модели развития. Тот, кто первым найдет вариант такой модели, тот получит конкурентные преимущества, но уже в новых рыночных условиях.

Если брать современный кризис, то после лопнувшего пузыря виртуальных ценных бумаг сократилось не только денежная масса, но и доверие между участниками рынка. В результате резкого падения денежного оборота масса товаров должна найти новую точку равновесия. Дискомфорт участников рынка в кризисной ситуации связан лишь с тем, что на ранней стадии трудно определить: для каких товаров будут быстрее падать объемы производства, а для каких – цены. Тот, кто первым угадает движение цен и товаров, тот тоже получить конкурентные преимущества. Кстати, те банки, которые первыми восстановят доверие друг к друг также получат конкурентные, а не административные преимущества.

В последнее время многие правительства боролись с инфляцией, хотя инфляция – не злой умысел, а отражение накопившихся проблем в экономике. Кризис принесет утешение борцам с инфляцией: цены на товары начнут снижаться, на смену инфляции придет дефляция, но счастье будет не полным, т.к. снизятся и цена товара – рабочая сила. Снижение доходов населения волнами дойдет до самых доходных игроков на рынке: бюджета и поставщиков нефти и газа. Общее сокращение спроса приведет к структурным изменениям: спрос на недвижимость переориентируется на товары длительно пользования, спрос на товары длительного пользования перестроится на продукты первой необходимости, а внутри этой группы продуктов повысится спрос на более дешевые сегменты. Тот, кто первым, найдет способ предложить рынку более дешевые варианты товаров и услуг в каждой группе также получит конкурентные преимущества в новой, посткризисной экономике.

Если все сказанное примерить к экономике Юга России, то уже сейчас можно уверенно сказать, что фундаментальных оснований для кризиса в регионе нет, кроме нашей лени и глупости. Относительно бедное население – средние денежные доходы южан на 30% ниже, чем у россиян – не могло активно играть на рынке акций и, соответственно, не понесло существенных потерь, которые бы повлияли на сокращение денежной массы в регионе. Однако потери крупных финансовых игроков, имеющих свои филиалы в южно-российских городах, приведут к оттоку капитала назад, в столицу. Отток спекулятивного капитала дает новый шанс для местных предпринимателей.

Изменения в структуре глобального спроса создают благоприятные условия для южнороссийских товаров и услуг, поскольку в условиях рецессии в каждом сегменте по соотношению «цена/качество» они имеют преимущество по сельхозпродуктам, продуктам питания, продукции машиностроения, добыче энергоресурсов, перевозкам, индивидуальному строительству и даже туристско-рекреационным услугам.

Намеченные перспективы развития российской экономики до 2020 года отдают приоритет в развитии Юга России при любых сценариях: инерционном, энерго-сырьевом и инновационном. Причем средства для реализации этих сценариев должны выделяться уже в ближайшее время. Это связано с реализацией планов по строительству олимпийских объектов, по развитию транспортной инфраструктуры, по повышению геополитической роли Юга России. Перед региональными властями, и перед бизнесом Юга России стоит задача своевременной подготовки проектов для финансирования за счет бюджетных средств, и активное участие в тендерах на реализацию этих проектов. В прочем, такая же задача стоит перед всеми, кто хотел бы получить преимущества для своего бизнеса от преимуществ Юга России в условиях рецессии на глобальных рынках. Например, даже при падении мировых цен на энергоресурсы, внутренние цены будут приближаться к мировым, т.е. вырастут в 3-5 раз. В этих условиях европейские технологии энергосбережения становятся востребованы для населения и предприятий Юга России.

Мучительный поиск секторов, которые «выстрелят» после кризиса для Юга России не имеет принципиального значения. Диверсифицированная структура экономики дает шанс всем, кто работает в регионе, найти свою нишу на новом рынке. В каждом секторе есть примеры успеха. Если обобщить эти примеры, то можно вывести следующую формулу: успешный предприниматель знает свое дело, знает рынки, на которых работает, использует свои преимущества в производстве, маркетинге, персонале, финансах, и имеет четкую стратегию развития своего бизнеса.

Конечно, такого предпринимателя рады встретить в любом банке, но на Юге России банк «Центр-инвест» еще и помогает своим клиентам стать такими предпринимателями. Практически каждую неделю проходят встречи с клиентами, на которых банк знакомит их с очередными изменениями в законодательстве, с лучшей мировой практикой, помогает найти решение проблем, с которыми приходится сталкиваться. Такое же отношение у банка «Центр-инвест» и к населению. Кризис заставил многих пересмотреть свои планы, но банк идет навстречу и помогает найти приемлемые варианты в новых условиях.

Проведенный в октябре опрос клиентов показал, что 80% из них намерены увеличить объемы реализации своей продукции и услуг, несмотря на кризис. В России число таких оптимистов составило всего лишь 30%. Постоянные встречи с клиентами, работающими в разных сферах экономики, в разных районах подтвердили, что оптимизм у южан не показной, а обоснованный: они действительно знают свой бизнес, свои рынки, свои преимущества и риски, и не хотят переживать кризис по варианту №1.

Действия правительства по насыщению деньгами государственных банков для поддержки государственных корпораций не оказали существенного влияния на экономику региона. Можно стенать по этому поводу: «опять про нас забыли», но южно-российский менталитет чаще дает другую оценку: «хорошо, что не вспомнили, пусть сами решат свои проблемы, а южане найдут выход из положения».

В сложившейся ситуации сжатия общей денежной массы и денежного оборота первоочередной задачей и бизнеса, и властей Юга России является управление ликвидностью. Здесь даже не надо изобретать новых рецептов. В 1996 году банк «Центр-инвест» для своих клиентов издал пособие: «НЕ-ПЛА-ТЕ-ЖИ». Большинство предпринимателей не забыло старых рекомендаций, и учат по ним молодое поколение. Но в нынешней ситуации, кроме управления ликвидностью необходимо предпринимать меры по восстановлению и денежного оборота, и кредитования реального сектора. Если деньги не будут вывозиться из региона, не будут прятаться по матрасам, то станет возможным даже при малом количестве денег сохранить темпы экономического роста даже в условиях глобального кризиса.

В этой связи нет более важной задачи, чем восстановление доверия населения за счет выполнения всех обязательств перед ним: обязательств по своевременной выплате зарплаты, обязательств перед вкладчиками. Только поверив людям, можно будет и доверия вкладчиков, и платежи в бюджет. В конечном счете, сохранить социальную стабильность в регионе.

Крупным предприятиям требуется время, чтобы найти себя в новых условиях. Банк «Центр-инвест» постоянно консультирует своих клиентов, и мы видим, что в новых кризисных условиях требуется новое мышление. Вот пример. Заказчик готов оплатить сегодня полностью заказ по ценам текущего года с поставкой изделий в ноябре следующего. Директор предприятия-поставщика, только что переживший инфляционное давление боится, что за год опять возрастут цены на сырье и материалы. На самом деле возрастет цена денег, и тот, у кого эти деньги будут, сам станет диктовать цены поставщикам. В новых условиях необходим постоянный мониторинг рынков, мониторинг цен, их динамики, пересмотр собственной ценовой стратегии, клиентской базы, продуктового ряда и каналов сбыта. Управление ликвидностью в новых условиях требует, с одной стороны, мониторинга дефолтов клиентов, а, с другой – разработки мер по стимулированию продаж.

Кризис заставляет еще, и еще раз пересматривать подготовленные планы и программы, находить новые схемы финансирования проектов, объединять усилия по развитию инфраструктуры, заставлять местные органы власти более активно добиваться финансирования проектов за счет бюджетных источников. В конечном счете, предпринимаемые шаги должны не отбросить назад, а помочь занять Югу России достоянное место в новой глобальной экономике, с новыми рынками, новыми предприятиями, новым регулированием.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев обозначил контуры такого нового финансового миропорядка: эффективный надзор, управление рисками, раскрытие информации, ответственность аудиторов и рейтинговых агентств, снятие международных барьеров. Опыт банка «Центр-инвест» подтверждает жизненность такого подхода. Благодаря сотрудничеству с международными финансовыми институтами банка «Центр-инвест» внедрил кодекс корпоративного поведения, кодекс корпоративной этики, современную систему риск-менеджмента, внутреннего контроля, стратегического планирования, на протяжении более 12 лет успешно проходит аудит по международным и российским стандартам бухгалтерской отчетности. Рейтинговое агентство RusRating повысило банку рейтинг до уровня «ВВВ-». Международный рейтинг Moody’s «В1, прогноз стабильный» позволил банку сохранить свой авторитет и получить синдицированный кредит в размере 60 млн. долларов и войти в число 50 российских банков, гарантии которых принимает Банк России.

Все эти меры позволили только в октябре выдать более 5 млрд. рублей кредитов населению и предприятиям Юга России, привлечь в банк около 5 тысяч новых клиентов.