Инициативы развития предпринимательства в Ростовской области

Выступление в Законодательном Собрании Ростовской области в рамках Правительственного часа, 15 июля 2010

В.В.Высоков, профессор, д.э.н.,
председатель Совета директоров ОАО КБ «Центр-инвест»,
председатель Попечительского Совета Фонда Целевого капитала «Образование и наука ЮФО».

Опыт развития предпринимательства  в Ростовской области представляет сегодня особый интерес с точки зрения механизма превращения инициатив в инвестиции, инновации, инфраструктуру и институты.


Ростовская область первой стала утверждать программы не поддержки, а развития малого бизнеса, первой стала разрабатывать программы в адресном, региональном разрезе, первой включила в программы не только бюджетные деньги, но и кредиты банков.

Действующее российское законодательство  не стимулирует инициативу. Правовое поле для инициативного предпринимателя в России – это почти всегда минное поле. Однако на Дону удалось сформировать диалог, который позволяет прокладывать тропы для инициативы в рамках действующего законодательства.

Инициатива в работе институтов. Когда на заседание Совета по предпринимательству при АРО первый раз пригласили представителей правоохранительных органов, то многие запомнили тональность того заседания:  «в глаза смотреть, в глаза!», «я посажу вас за клевету!». Сегодня эти заседания проходят в  более конструктивном диалоге с пониманием ответственности за развитие малого бизнеса, На последнем заседании Совета по предпринимательству с удовлетворением констатировали, что число проверок сократились в  4 раза. Освободились квалифицированные специалисты. Их опыт и знания нужно использовать на подготовку предложений по развитию бизнеса. Такие доклады ежеквартально должны направляться губернатору. В 209-ФЗ предусмотрена подготовка таких докладов проверяющими ведомствами ежегодно на федеральном уровне. На областном уровне нужно только руководителям этих ведомств проявить инициативу, а администрации и депутатам  - поддержать эту инициативу.

Инициатива в инвестициях. На каждый бюджетный рубль в областной программе развития предпринимательства работают 250 рублей кредитов банков. Это самый высокий показатель в России.  В результате стоимость программы стала  сопоставимой с областным бюджетом, а банки на Дону считают за честь попасть в число исполнителей программы и усиленно конкурируют за клиентов из малого донского бизнеса
Ростовская область занимает 5-е место в рейтинге Министерства экономического развития Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства. Банк «Центр-инвест» занимает 5-е место в России по объемам кредитования малого бизнеса.
К счастью, при построении посткризисной экономики докризисные успехи в зачет не принимаются. Поэтому уже в 1 полугодии текущего года в рамках областной программы развития предпринимательства банк «Центр-инвест» выдал кредитов малому бизнесу на 9,2 млрд. руб.:  в 1,5 раза больше, чем в прошлом году и на 3% больше, чем 1 полугодии 2008 года. Малый бизнес сильнее упал, но быстрее отжался.

Инициатива в инновациях. Чтобы быть конкурентоспособными в посткризисной глобальной экономике наши дети должны быть в 20 раз умнее нас. К сожалению, они не могут быть умнее федеральных образовательных стандартов. Только 5% школьников мечтают быть предпринимателями. Чтобы исправить эту ситуацию донские предприниматели подготовили базовый учебник и организовали конкурс среди учителей, ведущих курсы «Основы предпринимательства». Учителя-победители конкурса получат свои награды в начале сентября, а их инициативные методические разработки пополнят электронный учебник для школьников.

Инициатива в инфраструктуре. Чтобы заменить старый котел, мощностью 0,5 Мвт, который отапливает один детский сад, надо собрать 31 разрешение  у разных государственных структур.   До сих пор сохраняется советский стиль «принеси справку, что им нужна справка». 
Восемь лет назад в инициативном порядке на Дону удалось объединить базы данных налоговой инспекции и областата по 25 тысячам малых предприятий, создать единый реестр малых предприятий. Партнеры из ТПП Германии даже перевели интерфейс этой базы данных на немецкий язык, чтобы из Германии, из других регионов найти себе адреса партнеров по виду деятельности. К сожалению, федеральные ведомства ограничили доступ к своим базам данных только для госслужащих. И госслужащие для выделения господдержки заставляют нести бумажную справку из соседнего ведомства.

Нужно набраться мужества и законодательно запретить на территории Ростовской области государственным органам требовать от граждан и предпринимателей представления документов от других госструктур. Чиновники сами должны проявить инициативу и научиться запрашивать необходимую информацию друг от друга по интернету, а не перекладывать свою работу на население и предпринимателей.

В порядке самокритики следует заметить:  в Австрии  78% предприятий имеют свои вэб-сайты, а в Ростовской области только 16%.  По России в среднем – 23%.

В посткризисной экономике мир сильно изменится: обновятся  производственная база, методы управления, социально-политические элиты. На смену бюрократическим структурам придут автоматизированные сети с малыми предприятиями, самостоятельно и эффективно выполняющими работы и услуги для широкого круга потребителей. Чтобы не отстать от глобальных трендов, необходимо уже сегодня проявлять инициативу на местах и перестраивать диалог бизнеса и власти от посиделок в президиуме  к рутинной, но автоматизированной работе Центров кластерного развития по согласованию планов и проектов в соответствии с международными стандартами и лучшей мировой практикой. Центры кластерного развития -  один из немногих механизмов, которые еще не задействованы в областной программе предпринимательства. Честно говоря, в федеральной версии задействовать такие Центры непросто. Но актуально. Организационно-методическая работа уже ведется в этом направлении депутатами, администрацией, бизнесом и научно-образовательными учреждениями.

Одна из ближайших задач – Центр кластерного развития энергоэффективности. Здесь есть все для проявления инициативы: сырая нормативно-законодательная база, разорванная организационная структура управления с жесткими показателями оценки деятельности глав администраций. Но есть и опыт взаимодействия законодателей, администрации, бизнеса по разработке и реализации программ развития предпринимательства Ростовской области.

Этот опыт надо поддерживать тиражировать лучшее из этого опыта для решения других задач, требующих инициативы в развитии инноваций, привлечении  инвестиций, формировании современной инфраструктуры и гибких институтов управления.