- Главная »
- Статьи и публикации »
- Город как креативное пространство
Город как креативное пространство
В отличие от обычных продуктов, спрос и предложение на которые балансируются с помощью цен, город, как и любой продукт категории «общественные блага и услуги», имеет неэластичный спрос: дороги, свет, связь, тепло, газ, вода, школы, больницы, спортплощадки — «просто должны быть!».
Такие общественные продукты нужны всем, но, как правило, платить за них не хочет никто. С ростом уровня жизни баланс спроса и предложения можно обеспечить за счёт роста тарифов. Но рост тарифов сопровождается социальной напряжённостью, а сохранение тарифов разрушает стареющую инфраструктуру. Новую точку сбалансированного спроса и предложения при сохранении тарифов можно достичь за счёт модернизации городской инфраструктуры.
Источниками инвестиций модернизации инфраструктуры могут выступать бюджет, население и бизнес. Существуют разные комбинации совместного финансирования таких проектов в форме государственно — или муниципально-частного партнёрства, социально-частного партнёрства, госзаказа, частной финансовой инициативы и др.
Креативность города
Рост уровня жизни расширяет желание проявить свои способности. Современные города несут ещё одну важную функцию — предоставления услуг креативных индустрий. Креативность — способность создавать новые формы, новые идеи, новые представления, новые цели, находить новые, нестандартные решения. Эти качества нужны во всех видах деятельности, и их роль возрастает в экономике трансформаций — постоянных изменений в условиях непрерывных кризисов.
К креативным (творческим) отраслям принято относить виды деятельности, основанные на использовании интеллектуальной собственности: реклама и маркетинг; архитектура; ремёсла; промышленный и графический дизайн, создание моделей одежды; кинематография, ТВ, видео, радио и фотография; разработка ПО, сервисов, приложений, игр; издательское дело и пресса; музеи, галереи, библиотеки; музыка, театр, искусство.
В таких отраслях требуется достичь равновесия неэластичного спроса (творческая атмосфера в городе просто «должна быть») и неэластичного предложения уникальный результат творчества).
В креативной экономике переход от одного состояния равновесия к другому происходит рывками и в разных направлениях. Например, в искусстве возможны варианты перехода к высокому, массовому, камерному искусству и самодеятельности.
Для более плавного перехода в любом направлении требуется организация креативного рынка: проведение конкурсов, фестивалей, концертов, презентаций, выставок. Издержки на создание креативного рынка в каждой сфере также распределяются между населением, бизнесом, бюджетом и самим креативным бизнесом. Информация о проведении таких мероприятий должна направляться заблаговременно, желательно до утверждения бюджетов. Конкурсные оценки должны быть объективными, требовательными и доброжелательными. Эксперты должны быть компетентными.
Креативная среда и экономика
Зачем нужна креативная среда? Производство трансформирует ресурсы в продукты и услуги. Креативные решения повышают эффективность производства через каналы эмоций, информации, знаний, опыта, традиций. Распределение всегда ограниченных ресурсов между производством и повышением его эффективности зависит от того, насколько креативные решения повышают исходную эффективность производства. Например, научные открытия, увеличивающие эффективность более чем на десять процентов, удостаиваются Нобелевской премии, традиционная наука обеспечивает рост эффективности производства на доли процентов, за рост эффективности на доли промилле вручают Шнобелевскую премию.
Креативная среда создаёт каскад роста эффективности производства, и небольшие ресурсы на креативные решения в начале каскада многократно увеличивают результаты производства.
Например, в науке результаты фундаментальных исследований повышают результативность прикладной науки, прикладная наука даёт импульс техническим разработкам, которые, в свою очередь, повышают эффективность производства. Другие элементы креативной среды играют роль катализаторов на всех этапах цепочек роста эффективности. Креативная среда в городе должна формировать каскад взаимного влияния творческих и экономических факторов.
Креативные города в глобальном мире
Теоретически можно построить замкнутую креативную среду, когда результаты роста эффективности производства направляются на развитие креативного пространства. В глобальной экономике креативные факторы в одном месте могут повышать эффективность и креативность других факторов в других пространствах. Более того, каждый фактор креативности сегодня становится самостоятельным продуктом и может быть использован в других цепочках и каскадах повышения эффективности в других пространствах, на других рынках.